ВОЛЬФ


ВОЛЬФ
(Wolff) Христиан (1679-1754) -немецкий психолог и философ, представитель рационалистической психологии, автор теории о психологии способностей. Изучив в Йене математику, философию и богословие, В. получил право преподавания в Лейпцигском университете (1703). При поддержке Г.В. Лейбница в 1706 г. получил должность профессора по кафедре математики в Галле. Его лекции, которые затрагивали не только математику, но и философские проблемы, имели большой успех. Эта популярность, а также рационалистическая, антисхоластическая направленность лекций привела к увольнению В. из ун-та. Он находит прибежище в Марбурге, однако после восхождения на престол Фридриха Великого по его приглашению возвращается к профессорской деятельности в Галле. В. является автором теории, получившей название психология способностей. Позитивная роль этой теории обусловлена тем, что господствовавшей до того времени в умственной жизни Германии схоластике и мистике был противопоставлен рационалистический взгляд на мир и психические качества человека. В. принадлежит также большая заслуга в разработке немецкой психологической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само слово психология, предложенное в 1590 году немецким ученым Гоклениусом, стало в Европе общеизвестным после выхода книг В. Эмпирическая психология (1732) и Рациональная психология (П34). На долю первой относилось описание фактов, наблюдение за явлениями. Перед рациональной же психологией была поставле-. на задача дедуктивно выводить явление из сущности и природы души. В качестве объяснительной основы выдвигалось понятие о способности. С ним соединялась идея спонтанной активности души. Главной силой считалась способность представления, выступающая в виде познания и желания. Душа развивает заложенные в ней образы вещей: смутные — на уровне чувственного познания, ясные и отчетливые — на уровне разума. С каждым представлением, считал В., сопряжено стремление. Если с представлением объекта связывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это представление. При мысли о неудовольствии возникает противоположное стремление. В. с большой педантичностью описал различные классы психических явлений, разделив их на иерархически расположенные группы. Возникал своеобразный анатомический театр человеческой души — для каждой из групп предполагалась соответствующая способность как ее причина и основание. В психологической концепции, представленной учением о способностях, отразились достижения западноевропейской психологии, связанные со стремлением построить эмпирическую психологию, подобную экспериментальной физике, найти физиологическое основание для всех психических процессов. В. полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и волевые импульсы. В одном ряду, таким образом, как бы выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физических событий, а в другом — психических. Оба ряда неразрывно связаны между собой. Этот принцип параллелизма был выдвинут Лейбницем, преемником которого считал себя В. Однако Лейбниц в соотношении души и тела видел лишь частный случай соотношения монад во вселенной, В. же соотносил психические и физические процессы внутри самой монады. Тем самым душа-монада отделялась от вселенной и получала в качестве коррелята уже не безграничное многообразие мира, а единичное тело. Так психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в целом) была превращена В. в психофизиологическую (вопрос об отношении психических явлений к мозгу). Однако главным объектом критики стало в дальнейшем учение В. о способностях. Он возводил его к учению Аристотеля о потенциальном и актуальном. Но у Аристотеля актуализация способностей была связана с усвоением внешних по отношению к этой способности объектов, от которых она неотделима. У В. же представления об объектах суть самопорождения нематериальной сущности. Будучи отделена от реального взаимодействия организма с объектом, способность неизбежно становится самостоятельной, ничем не обусловленной силой. Из научного понятия она превращается в мифологического деятеля. Но отвергая понятие о способностях, которое было подвергнуто решительной критике Гербартом, немецкая психология оставляла в неприкосновенности другую идею В. — о спонтанной активности души, порождающей в силу собственных творческих потенций весь мир представлений и стремлений. Идея психической причинности перешла от Лейбница через В., Канта и Гербарта к Вундту, писавшему об апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций. А. И. Липкина, Т.Д. Марцинковская


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "ВОЛЬФ" в других словарях:

  • ВОЛЬФ — (Wolff) Христиан (1679 1754) нем. философ рационалист. Идеолог раннего Просвещения. Проф. в ун тах Галле и Марбурга (где в числе его учеников был М.В. Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Р. Декарта, Э. Вейгеля, Э.В. Чирнхауза и особенно Г …   Философская энциклопедия

  • Вольф — М. О. (1825 1883) издатель и книгопродавец; получил выучку в лучших книжных магазинах за границей. В 1848 Вольф приехал в Петербург, где поступил в книжный магазин Я. А. Исакова заведующим французским отделом и занялся изданием польских книг.… …   Литературная энциклопедия

  • ВОЛЬФ — Маврикий Осипович (1825 83), российский издатель, книгопродавец, типограф. С 1853 в Санкт Петербурге выпускал научную, детскую и художественную литературу (в том числе переводную), журналы Вокруг света , Задушевное слово и др. В 1882 основал… …   Современная энциклопедия

  • Вольф М. О. — ВОЛЬФ Маврикий Осипович (1825–83), издатель. С 1853 выпускал в С. Петербурге науч. лит ру (гл. обр. переводную), соч. рус. и заруб. писателей, ж. Вокруг света (с 1861) и др. В 1882 организовал Т во М. О. Вольф (существовало до 1918) …   Биографический словарь

  • ВОЛЬФ — (Wolff) Каспар Фридрих (1734 94), один из основоположников эмбриологии. По происхождению немец, в России с 1766. Классический труд Вольфа Теория зарождения (1789, русский перевод 1950) сыграл большую роль в борьбе с представлениями о неизменности …   Современная энциклопедия

  • ВОЛЬФ — (Wolff) Христиан (Кристиан) (1679 1754), немецкий философ. Представитель рационализма, популяризатор и систематизатор идей Лейбница. Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления критической философии И …   Современная энциклопедия

  • ВОЛЬФ — (Wolf) Макс (1863 1932), немецкий астроном. Пионер фотографического метода в астрономии. В 1891 г. впервые открыл астероид с помощью фотографий («Бручиа», номер 323). Всего он открыл 232 астероида. Кроме того, обнаружил множество туманностей …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ВОЛЬФ — (Wolff) Христиан (1679 1754) немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких… …   История Философии: Энциклопедия

  • ВОЛЬФ — (Wolff) Христиан (1679 1754) немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких… …   Новейший философский словарь

  • Вольф — (Kaspar Friedrich Wolff) знаменитый анатом и физиолог, сынпортного, родился в 1733 г. в Берлине, учился там же и в Галле медицинеи в 1795 г. защитил диссертацию Тheoria generationis , положившуюначало современной эмбриологии. В этой диссертации… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Вольф — (Маврикий Оcипoвич) основатель петербургскойкнигоиздательской и книгопродавческой фирмы, род. в 1826 г.; с 1848 г.занимался издательской деятельностью, которую с течением временипоставил на широкую ногу, в 1853 г. открыл книжный магазин, умер… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «ВОЛЬФ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.